MENU
Главная » Статьи » Юридические консультации

Оказание коммунальных услуг юридическим лицам

Оказание коммунальных услуг юридическим лицам

III. Условия договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, и порядок его заключения

19. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать:

а) дату и место заключения договора;

б) наименование, адрес, реквизиты расчетного счета и иную контактную информацию исполнителя;

в) следующие сведения о потребителе:

для физического лица - фамилия, имя, отчество, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон;

для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон;

г) адрес помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения), по которому предоставляются коммунальные услуги с указанием размера (объема, площади) отапливаемых помещений, количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, или вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении;

д) наименование предоставляемой потребителю коммунальной услуги (коммунальных услуг);

е) требования к качеству предоставляемой коммунальной услуги (коммунальных услуг);

ж) порядок определения объема (количества) потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета или иным указанным в настоящих Правилах способом;

з) сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дату и место их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, установленный срок проведения очередной поверки, а также порядок и условия приема показаний приборов учета;

и) периодичность и порядок проведения исполнителем проверок наличия или отсутствия индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей и их технического состояния, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей;

к) порядок определения объема предоставленных коммунальных услуг и размера платы за коммунальные услуги, порядок, срок и форму внесения платы за коммунальные услуги;

л) меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставленные потребителю коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае предоставления таких мер);

м) адрес и способ доставки потребителю счета для оплаты коммунальных услуг;

н) порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

о) права, обязанности и ответственность исполнителя и потребителя;

п) основания и порядок приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг;

р) основания и порядок изменения и расторжения договора;

с) срок действия договора.

20. В договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с собственником или пользователем жилого дома (домовладения), дополнительно указываются реквизиты акта об определении границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (при наличии), а также в случае отсутствия индивидуального прибора учета указываются:

а) сведения о направлениях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи для людей, приготовление кормов для скота, отопление, подогрев воды, полив и т.д.);

б) виды и количество сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии);

в) площадь земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками;

г) режим водопотребления на полив земельного участка;

д) мощность применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов.

21. Договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.

22. Для заключения в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 9 настоящих Правил, исполнитель в лице управляющей организации, товарищества или кооператива обязан не позднее 20 рабочих дней со дня, указанного соответственно в пункте 14 или 15 настоящих Правил, передать подписанный им проект договора в 2 экземплярах собственнику помещения в многоквартирном доме по месту нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с собственником способом. Собственник помещения в многоквартирном доме, получивший проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, при отсутствии у него разногласий по такому проекту обязан в течение 30 дней со дня его получения передать исполнителю по месту нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанный со своей стороны 1 экземпляр договора с указанием в нем информации, указанной в подпунктах "в". "г". "д". "з". "л" и "с" пункта 19 и пункте 20 настоящих Правил, с приложением к нему копий следующих документов:

а) документ, подтверждающий право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме (жилой дом);

б) документ, удостоверяющий личность физического лица - собственника помещения, либо свидетельство о государственной регистрации юридического лица - собственника помещения;

в) документы, подтверждающие информацию, указанную в подпункте "з" пункта 19 и пункте 20 настоящих Правил (при их наличии у заявителя).

23. Собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 9 и подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах "в". "г". "д". "з". "л" и "с" пункта 19 и пункте 20 настоящих Правил, и копий документов, указанных в пункте 22 настоящих Правил.

Подачу документов в месте нахождения исполнителя может осуществить один из сособственников при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или уполномоченный представитель любого из сособственников при предъявлении оформленной в установленном порядке доверенности.

Исполнитель, получивший заявление и прилагаемые к нему документы, обязан их зарегистрировать в день поступления, сделать на втором экземпляре заявления отметку о дате принятия заявления и прилагаемых к нему документов и передать их заявителю.

Исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов обязан выдать заявителю в месте нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с заявителем способом подписанный исполнителем проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, в 2 экземплярах.

24. При наличии разногласий по полученному от исполнителя проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) обязаны в течение 30 дней передать исполнителю в месте его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом протокол разногласий к проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Исполнитель, получивший протокол разногласий к проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, обязан в течение 30 дней со дня его получения известить собственника о принятии договора в его редакции либо об отклонении протокола разногласий с указанием причин отклонения.

При отклонении исполнителем протокола разногласий либо неполучении заявителем извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок собственник вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, на рассмотрение суда.

Если исполнитель уклоняется от заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, собственник вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении причиненных этим заявителю убытков.

25. Для заключения в письменной форме договора холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с ресурсоснабжающей организацией собственник жилого помещения в многоквартирном доме или собственник жилого дома (домовладения) подает в ресурсоснабжающую организацию, осуществляющую продажу соответствующего вида (видов) коммунальных ресурсов. по месту ее нахождения, по почте или иным согласованным с ресурсоснабжающей организацией способом подписанное собственником (одним из сособственников) заявление о заключении договора в 2 экземплярах, содержащее информацию, указанную в подпунктах "в". "г". "д". "з". "л" и "с" пункта 19 и пункте 20 настоящих Правил, и копии документов, указанных в пункте 22 настоящих Правил.

26. Если собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, приняли на общем собрании решение о выдаче одному из собственников или иному лицу полномочий действовать в отношениях с третьими лицами от имени собственников в таком доме, то в этом случае уполномоченное лицо вправе обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения в письменной форме договора в отношении всех собственников со следующими документами:

а) заявление о заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, подписанное таким лицом;

б) копия решения общего собрания о передаче уполномоченному лицу полномочий по заключению с ресурсоснабжающей организацией договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, от имени собственников;

в) копия доверенности, выданной уполномоченному лицу в письменной форме всеми или большинством собственников;

г) информация и документы, указанные в подпунктах "в". "г". "д". "з". "л" и "с" пункта 19 и пункте 20 настоящих Правил (при их наличии).

27. Заключение договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, с ресурсоснабжающей организацией осуществляется в порядке, указанном в пунктах 23 и 24 настоящих Правил.

28. Основанием для отказа в заключении договора, содержащего положения о предоставлении всех, некоторых или одной коммунальной услуги, может явиться только то, что степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома не позволяет предоставить потребителю соответственно одну, несколько или все коммунальные услуги, о предоставлении которых заявитель указал в заявлении о заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, или то, что организация, в которую обратился потребитель для заключения этого договора, не имеет возможности предоставления коммунальной услуги потребителю по причине ненаступления событий, указанных в пунктах 14. 15. 16 и 17 настоящих Правил. В случае отказа от заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, исполнитель обязан в 5-дневный срок со дня обращения заявителя за заключением договора в письменной форме уведомить его об отказе от заключения договора с указанием причин такого отказа.

29. Представление заявителем неполного пакета документов или неправильное их оформление не является основанием для отказа в заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. В этом случае исполнитель в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения документов, обязан в письменной форме сообщить заявителю о допущенных несоответствиях и порядке их устранения, а в случае представления не всех документов из числа обязательных исполнитель обязан сообщить заявителю наименование организаций (учреждений) и их адреса, по которым заявитель может получить недостающие документы. После этого исполнитель приостанавливает рассмотрение документов заявителя без их возврата заявителю вплоть до получения от заявителя недостающих документов. В случае если недостающие документы не будут представлены заявителем исполнителю в течение 6 месяцев со дня приостановления их рассмотрения, то исполнитель вправе прекратить рассмотрение заявления и возвратить представленные документы заявителю. В этом случае для заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заявитель подает заявление повторно.

30. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, вступает в силу и является обязательным для сторон со дня его подписания обеими сторонами. Условиями такого договора может быть предусмотрено, что права и обязанности сторон возникают с более поздней даты после даты вступления этого договора в силу.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14. 15. 16 и 17 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, действует до даты (включительно) прекращения предоставления коммунальных услуг соответствующим исполнителем, указанной в пунктах 14. 15. 16 и 17 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, может быть расторгнут досрочно по основаниям, предусмотренным гражданским и жилищным законодательством Российской Федерации.

Источник: http://potrebinforms.ru/zakonodatelstvo/normativy/pravila_kommunal_nyh_uslug/usloviya_dogovora_predostavleniya_kommunal_nyh_uslug/

*****

Оказание коммунальных услуг юридическим лицам

Постановление Правительства Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан

от 7 декабря 2000 года N 1822

Об утверждении нормативных правовых актов в области электроэнергетики

(с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 11.06.03 г. N 568;от 10.11.04 г. N 1175)

В целях приведения нормативных правовых актов в области электроэнергетики в соответствие с Законом Республики Казахстан "Об электроэнергетике"Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.11.04 г. N 1175 (см. стар. ред.)

2. Министерству энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан привести ранее принятые нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

Премьер-Министр Республики Казахстан

К.Токаев

Утверждены

постановлением Правительства Республики Казахстан

от 7 декабря 2000 года N 1822

Правила исключены в соответствии с

постановлением Правительства РК от 10.11.04 г. N 1175

Правила предоставления коммунальных услуг

1. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с действующим законодательством и устанавливают порядок, условия предоставления и оплаты коммунальных услуг (далее - услуг), а также определяют права и обязанности Услугодателей и Потребителей.

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.11.04 г. N 1175 (см. стар. ред.)

2. В настоящих Правилах используются следующие определения: коммунальные услуги - электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, канализование (далее - энергоснабжение), а также услуги по удалению мусора и обслуживанию лифтами, предоставляемые гражданам в квартирах, индивидуальных жилых домах, а также для нужд приусадебных участков, гаражей, потребителям, занимающимся индивидуальным предпринимательством по месту жительства, и объектам кондоминиума;

Услугодатель - юридическое или физическое лицо, занимающееся электроснабжением, теплоснабжением, водоснабжением, канализованием (далее - энергоснабжающая организация), а также предоставляющее (оказывающее) услуги по удалению мусора и обслуживанию лифтами, оказание услуг для абонентов и объектов кондоминиума - является доставка электрической и тепловой энергии;

Потребитель - гражданин или объект кондоминиума, пользующийся коммунальной услугой;

режим предоставления услуги - система обязательных норм, установленных для каждого типа услуги;

энергоснабжение - доставка и продажа потребителям электрической энергии, тепловой энергии, воды (далее - энергии);

энергоснабжающая организация - юридическое лицо, осуществляющее доставку (самостоятельно или по договору с энергопередающей организацией) и продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии, тепловой энергии, воды;

энергопередающая организация - организация, осуществляющая передачу и(или) распределение энергии;

энергия - электрическая и тепловая энергия, вода, являются товарами на энергетическом рынке.

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.11.04 г. N 1175 (см. стар. ред.)

3. Вопросы, связанные с энергоснабжением и предоставлением услуг по удалению мусора и обслуживанию лифтами Потребителей, не освещенные в настоящих Правилах, регулируются действующим законодательством.

Правила дополнены пунктом 3-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 11.06.03 г. N 568

3-1. Вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг по газоснабжению, регулируются отдельными нормативными правовыми актами.

2. Порядок и условия предоставления услуг

4. Предоставление услуг производится на основании индивидуального договора между Услугодателем и Потребителем (далее - Договор).

Потребители имеют право делегировать в установленном законодательством порядке свои права по заключению договоров кооперативу собственников квартир (далее - КСК) или иному физическому или юридическому лицу.

Договор не может противоречить настоящим Правилам, а его текст должен при необходимости согласовываться с территориальными антимонопольными органами.

Договор считается заключенным на неопределенный срок (если иное не предусмотрено соглашением сторон) и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным в пунктах 35 и 38 настоящих Правил.

5. Потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать требованиям, установленным нормативно-технической документацией:

1) по теплоснабжению - санитарным нормам, определяющим температуру воздуха в жилых помещениях - круглосуточно в течение отопительного сезона;

2) по электроснабжению - параметрам электрической энергии по действующему стандарту - круглосуточно в течение года;

3) по холодному и горячему водоснабжению - гигиеническим требованиям по составу, свойствам и температуре нагрева подаваемой воды, а также расчетного расхода воды в точке разбора - круглосуточно в течение года;

4) по канализованию - обеспечению полного отведения сточных вод круглосуточно в течение года;

5) Исключен в соответствии с постановлением Правительства РК от 11.06.03 г. N 568 (см. стар. ред.)

6) по обслуживанию лифтами - безопасному пользованию лифтами - круглосуточно в течение года, или на основании договора;

7) по удалению мусора - полному удалению мусора, отвечающему санитарно-эпидемиологическим требованиям.

6. Режим предоставления услуг и гарантийный уровень потребления с учетом мощности, состава и износа основных фондов коммунального назначения, климатических и других местных условий устанавливается Договором.

7. Возможные отклонения от режима предоставления услуг в обязательном порядке должны быть предусмотрены в Договоре.

3. Ответственность сторон

8. Содержание в надлежащем техническом состоянии и обеспечение безопасности общедомовых энергосетей, а также приборов учета является обязанностью энергоснабжающей организации и осуществляется на основе отдельного договора с КСК или другим уполномоченным лицом Потребителя либо Потребителем.

Энергоснабжающая организация может производить обслуживание самостоятельно (при наличии соответствующего разрешения) и (или) по договору с энергопередающей или другой специализированной организацией, имеющей лицензию (разрешение) на такой вид деятельности. Привлечение специализированных организаций производится на тендерной основе.

Ответственность за техническое состояние и эксплуатацию трубопроводов, электропроводки, электрического оборудования в квартирах, индивидуальных домах, приусадебных участках, гаражах и т.п. а также за технику безопасности при пользовании энергией возлагается на Потребителя.

9. Расчетные приборы учета приобретаются и устанавливаются энергопередающей организацией. Финансирование установки приборов учета производится за счет собственных или заемных средств энергопередающей организации.

Потребитель возмещает энергопередающей организации расходы за приобретенный и установленный прибор учета через тариф на энергию по договору на энергоснабжение.

См. Приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Казахстан от 18 июля 2001 года N 147-п и Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 19 июля 2001 года N 142-ОД "Об установлении приборов учета".

10. Потребитель вправе самостоятельно приобретать индивидуальные приборы учета. Для таких потребителей возмещение расходов энергопередающей организации через тариф производится только за установку приборов учета согласно договору.

11. Приборы учета могут устанавливаться на лестничных клетках, в коридорах и в отдельных квартирах. Проход к приборам учета должен быть свободным.

12. Потребитель несет ответственность за сохранность и целостность прибора учета, установленного в его квартире или индивидуальном доме. При установке приборов учета потребителей (владельцев квартиры) на лестничных клетках ответственность за их сохранность и целостность несет КСК, в ведении которого находится дом.

13. В случае хищения или поломки неустановленными лицами приборов учета потребителей (владельцев квартиры), смонтированных на лестничных клетках, потребитель или КСК, в ведении которого находится дом, обязан в месячный срок их восстановить, если иное не предусмотрено соглашением сторон. До момента восстановления прибора учета потребитель (владелец квартиры) вправе потребовать подключить его к энергосети. Плата за такое временное подключение не взимается.

14. Граница раздела эксплуатационной ответственности сторон определяется для соответствующего вида сетей следующим образом:

1) тепло - по разделительному фланцу последней задвижки узла управления;

2) горячее водоснабжение - по разделительному фланцу последней задвижки системы горячего водоснабжения;

3) холодное водоснабжение - по разделительному фланцу последней задвижки узла управления;

4) канализование - границей уличной канализационной сети является колодец в месте подключения потребителя, а границей дворовой канализации - колодец на подключении в сеть от здания;

5) электроэнергия - на наконечнике питающего кабеля на вводе в здание.

15. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Договору Услугодатель и Потребитель обязаны возместить причиненный этим реальный ущерб согласно пункту 4 статьи 9 Гражданского Кодекса Республики Казахстан.

16. Энергоснабжающая организация не несет материальной ответственности перед Потребителем за снижение параметров энергоносителя и недоотпуск энергии, вызванные форс-мажорными обстоятельствами (стихийные явления, военные действия и. т.п.).

4. Порядок оплаты услуг

17. Оплата за услуги, подлежащие регулированию в соответствии с действующим законодательством, производится по тарифам, утверждаемым уполномоченным государственным органом в установленном порядке.

18. Оплата должна производиться Потребителем не позднее 25 числа месяца, следующего после расчетного, или по соглашению между Потребителем и Услугодателем в сроки, оговоренные в Договоре.

19. В случае просрочки платежей Потребитель выплачивает неустойку, определенную договором.

20. Если Потребитель отключен в установленном порядке за неоплату использованной энергии, то подключение его производится после погашения долга. При неоднократном отключении (более одного раза) подключение его производится после погашения долга и внесения платы за подключение, тариф за данный вид услуг согласовывается в установленном порядке с территориальными антимонопольными органами.

21. Расчеты за потребленную энергию производятся по счету, выписанному энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов учета.

22. Снятие показаний приборов учета и выписку счетов за энергию производят представители энергоснабжающей организации, которые обязаны во время посещения квартир предъявлять служебное удостоверение.

Счет вручается Потребителю, а в его отсутствие совершеннолетнему члену семьи Потребителя, проживающему с ним в одной квартире. При невозможности снятия показания приборов учета, находящихся в квартире или индивидуальном доме, в течение двух расчетных периодов по вине Потребителя, если при этом Потребитель сам не передаст в энергоснабжающую организацию сведения о количестве израсходованной им энергии, энергоснабжающая организация вправе в установленном порядке прекратить ее подачу.

23. По согласованию сторон допускается самообслуживание Потребителей при снятии показаний приборов учета и заполнении платежных документов. При этом выписка и оплата платежного документа производится самим Потребителем. Ошибки, допущенные Потребителем при выписке и оплате платежных документов, учитываются энергоснабжающей организацией по мере их выявления в пределах срока исковой давности.

24. При временном нарушении учета не по вине абонента расчет за электроэнергию производится по среднесуточному расходу предыдущего расчетного периода, если в договоре не предусмотрено меньшее количество электроэнергии.

Период расчета по среднесуточному расходу электроэнергии не должен превышать одного месяца, в течение которого расчетный учет должен быть восстановлен в полном объеме.

В случае, если расчетный учет невозможно восстановить в указанный срок порядок расчета отпущенной абоненту электроэнергии и сроки восстановления учета должны быть установлены соглашением абонента и энергоснабжающей организации.

25. При обнаружении у Потребителя изменения схемы включения прибора учета, его повреждения, срыва пломб, искусственного торможения диска и других нарушений или, если Потребитель в целях хищения энергии оборудовал скрытую проводку или установил приспособление, искажающее показания прибора учета, обнаружить которые представителю энергоснабжающей организации при предыдущих посещениях не представлялось возможным, Потребителю энергоснабжающей организацией делается в установленном порядке перерасчет за пользование энергией с момента проведения последней проверки, но не свыше срока исковой давности. Перерасчет производится:

1) по мощности осветительных токоприемников и числу часов их использования;

2) при наличии у Потребителя штепсельных розеток (независимо от их количества) - из расчета использования одной розетки мощностью 600 Вт 24 часа в сутки, а при обнаружении нагревательных приборов или другого электрооборудования мощностью более 600 Вт - по фактической мощности находящегося в пользовании Потребителя электрооборудования из расчета использования его 24 часа в сутки.

26. В случае временного выезда (одного или нескольких) проживающих в квартире лиц, при отсутствии приборов учета, плата за услуги, рассчитываемая на одного человека, за время их отсутствия не взимается при условии подачи заявления и предоставления подтверждающего документа (справка лечебного учреждения, с места работы, корешок путевки в санаторий, справка о регистрации по месту временного проживания, квитанция об оплате за проживание в гостинице, и т.д.).

Все изменения, приведшие к перерасчету оплаты, осуществляются с момента подачи заявления Потребителем в энергоснабжающую организацию.

27. При временном отсутствии приборов учета, плата за услуги, рассчитываемая на одного человека, взимается по количеству фактически проживающих.

28. КСК рассчитываются с энергоснабжающей организацией за энергию, расходуемую на общие домовые нужды, по приборам учета, установленным на границе эксплуатационной ответственности, по утвержденному в установленном порядке тарифу.

29. При установке приборов учета не на границе раздела эксплуатационной ответственности сторон, потери на участке сети от границы раздела до места установки приборов учета относятся на договорной основе владельцу, на балансе которого находится указанный участок сети.

30. Оплата за пользование лифтом взимается со всех проживающих в доме, кроме жильцов 1-го и 2-го этажей.

31. Оплата за теплоснабжение может производиться по соглашению Услугодателя с Потребителем равномерно в течение года либо в период предоставления этого вида услуг и определяется Договором.

32. Все спорные вопросы между Услугодателем и Потребителем, связанные с задолженностью, решаются в суде.

5. Права и обязанности потребителя

33. Потребитель имеет право:

1) на получение услуг установленного качества, безопасных для его жизни и здоровья, не причиняющих вреда его имуществу;

2) получать информацию о порядке установления цен (тарифов) на услуги от соответствующих государственных органов, которые осуществляют контроль этих показателей;

3) не производить оплату за полученную услугу, если Услугодателем в установленном порядке не выставлен счет;

4) требовать от Услугодателя возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков в предоставлении услуг, а также возмещения морального вреда;

5) не производить оплату услуг за время перерывов, сверх установленных Договором;

6) выставить претензию энергоснабжающей организации и не оплачивать услуги за период времени (сверх установленного в Договоре), в течение которого они не соответствовали установленным нормам и стандартам (требованиям нормативно-технической документации);

7) использовать энергию в необходимом ему количестве при условии своевременной оплаты;

8) расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии;

34. Потребитель обязан:

1) заключить индивидуальный договор с Услугодателем;

2) соблюдать требования техники безопасности при пользовании услугами;

3) обеспечивать доступ представителей Услугодателя или специализированных предприятий, имеющих право работы с установками электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, канализации для устранения аварий, осмотра приборов учета и контроля;

4) своевременно, в установленные сроки оплачивать предоставленные услуги и энергию;

5) при выезде из квартиры, индивидуального дома произвести расчет за использованные услуги по день выезда.

35. Потребителю запрещается:

1) переоборудовать внутриквартирные сети, инженерное оборудование и устройства без согласования с Услугодателем;

2) устанавливать, подключать и использовать без согласования с Услугодателем электробытовые приборы и машины мощностью, превышающей технические возможности внутридомовой сети, трехфазные токоприемники, дополнительные секции приборов отопления, регулирующую и запорную арматуру, а также подключать и использовать бытовые приборы и оборудование, не отвечающие требованиям безопасной эксплуатации и санитарно-гигиеническим нормативам;

3) нарушать имеющиеся схемы учета энергии;

4) использовать теплоноситель в системах отопления не по прямому назначению (слив воды из системы и приборов отопления).

6. Права и обязанности Услугодателя

36. Услугодатель имеет право:

1) своевременно и в полном объеме получать оплату за предоставленные услуги и энергию;

2) осуществлять контроль потребления и оплаты энергии;

3) в одностороннем порядке приостановить исполнение Договора в связи с неоплатой Потребителем использованной им энергии при условии предупреждения Потребителя в сроки, установленные Договором;

4) при условии предварительной оплаты Потребителем услуг производить скидку с действующих тарифов, утвержденную в установленном порядке.

37. Услугодатель обязан:

1) информировать Потребителя о тарифах на услуги, условиях оплаты, режиме предоставления услуг, их потребительских свойствах, наличии сертификата (в отношении услуг, подлежащих сертификации);

2) заключить с Потребителем индивидуальный договор на предоставление услуги;

3) предоставлять Потребителю энергию и услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативно-технической документации;

4) вести учет и контроль качества и количества поставляемой энергии, принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества предоставляемых услуг Потребителю в установленные Договором сроки;

5) в течение трех дней со дня подачи заявления Потребителем о снижении качества услуги принять все меры по восстановлению качества и выполнить перерасчет;

6) не позднее, чем за 10 дней информировать Потребителей об изменении качества услуг и размера оплаты за них;

7) предъявлять Потребителю ежемесячно счет на оплату поставленных услуг и энергии.

38. Услугодателю запрещается:

1) отказывать в предоставлении услуги или ограничивать Потребителя в получении услуги по причинам невыполнения требований другими потребителями;

2) взимать с Потребителя дополнительную плату за энергию, отпущенную с повышенными параметрами против договорных;

3) требовать от Потребителя ежемесячной оплаты услуг без предоставления на них счета;

7. Порядок разрешения разногласий

39. Время прекращения предоставления услуг, а также несоответствия их качества требованиям нормативно-технической документации с отметкой о времени (дате, часе) должно быть отмечено в журнале диспетчерской службы Услугодателя с последующей отметкой о времени (дате, часе) возобновления услуги с должным (надлежащим) качеством.

40. При неполучении услуги, получении услуги ненадлежащего качества или не в полном объеме Потребитель должен известить об этом Услугодателя лично (заявкой) или телефонограммой с обязательным указанием времени, даты ее передачи и фамилии лица, передавшего и принявшего ее. В телефонограмме указывается: время начала ухудшения качества (отсутствия) услуги, характер ухудшения и необходимость присутствия представителя Услугодателя (если ухудшение качества услуги или ее прекращение Услугодателем в журнале не зафиксировано).

При личном обращении Потребителя заявка должна иметь копию, на которой в момент регистрации ее поступления проставляются регистрационный номер, дата и время подачи заявки, роспись принявшего ее представителя Услугодателя.

Услугодатель сверяет отметки в журнале об отклонении качества (перерыв) услуги от нормы указанной в заявке (телефонограмме) и при отсутствии разногласий выполняет перерасчет стоимости услуги в соответствии с ее фактическим потреблением.

41. При отказе Усдугодателя удостоверить факт не предоставления услуги или предоставления услуги низкого качества Потребитель вправе составить письменное заявление, где указывается:

1) время начала отказа в услуге (отключения) или некачественной ее поставки;

Оказание коммунальных услуг юридическим лицам

2) характер ухудшения качества услуги;

3) время подачи заявки и ее регистрационный номер (по журналу Услугодателя);

4) время восстановления услуги (нормализации ее качества);

5) период отсутствия (ухудшения качества) услуги.

Акт подписывается Потребителем, уполномоченным членом кооператива собственников помещений (домов), обслуживающей организацией либо двумя независимыми свидетелями и направляется Услугодателю. В случае не урегулирования спора по согласованию сторон в 10-дневный срок Потребитель передает иск в суд.

42. Нарушения, допущенные Потребителем при пользовании услугой, оформляются двусторонним актом представителей Услугодателя и Потребителя в двух экземплярах, один из которых вручается Потребителю.

Акт считается действительным и при отказе Потребителя от подписи, но при условии оформления его комиссией Услугодателя или органа управления объектом кондоминиума в составе не менее трех человек.

43. На основании акта Услугодатель определяет количество недоучтенной энергии и направляет Потребителю досудебную претензию с обоснованием суммы доплаты.

В случае не урегулирования спора по согласованию сторон в 10-дневный срок Услугодатель передает иск в суд о взыскании с Потребителя предъявленной суммы в принудительном порядке и вправе в установленном порядке приостановить исполнение договора.

8. Право контроля выполнения настоящих Правил

44. Контроль выполнения настоящих Правил осуществляют органы государственного управления и надзора в пределах своей компетенции.

Источник: http://www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=1003

*****

Оказание коммунальных услуг юридическим лицам

Имеет ли право ТСЖ, находящееся на самоуправлении, перекрывать подачу холодной и горячей воды в квартирах имеющих задолженность по оплате коммунальных услуг. Если да —то какие документы должны быть составлены, в чьем присутствии должно производится отключение. На какие нормативные документы мы можем ссылаться при проведении отключения.

Ответ:

Да, имеет, если является исполнителем ресурсоснабжающих организаций. Об этом написано в «Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам».

Итак, коммунальные услуги, согласно определению, приведенному в п. 3 Правил N 307, —это деятельность исполнителя коммунальных услуг не только по электроснабжению, газоснабжению, отоплению, холодному и горячему водоснабжению, но и по водоотведению, т.е. деятельность, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Исполнителем может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы. а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть ТСЖ. управляющая организация, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Потребителями, соответственно, являются граждане, использующие коммунальные услуги для личных и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Коммунальные услуги предоставляются потребителям на основании договора, содержащего условия их предоставления и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации ( п. 4 Правил N 307). В составе коммунальных услуг, в зависимости от степени благоустройства многоквартирного или жилого дома, предоставляются и услуги водоотведения ( п. 6 Правил N 307). В Правилах предоставления коммунальных услуг также содержится понятие водоотведения, согласно которому водоотведение —отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети.

15. Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья. жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 27.08.2012) «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»(вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам») <КонсультантПлюс>

Ограничение и приостановление предоставления

коммунальных услуг при их неоплате

Основание для отключения

Исходя из п. 118 новых Правил, под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги, являющейся основанием для ее отключения, понимается наличие у потребителя задолженности (полагаем, речь идет о просроченной задолженности) по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму трех месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия ИПУ и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги. Выходит, что исполнителю необходимо иметь актуальную информацию о количестве проживающих в помещении потребителей даже в ситуации, когда помещение оснащено ИПУ всех видов коммунальных услуг. Кстати, до июня 2011 г. размер задолженности, дающей исполнителю право отключить коммунальные услуги, был вдвое больше ( пп. «а»п. 80 прежних Правил).

В рассматриваемой ситуации особую роль играет соглашение о погашении задолженности. При его наличии и соблюдении исполнитель не вправе отключать коммунальную услугу. Право отключить коммунальные услуги у исполнителя есть, если условия подписанного соглашения нарушаются потребителем.

Обратите внимание! Нельзя отключать коммунальные услуги за неоплату содержания и ремонта общего имущества.

Если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых ему коммунальных услуг, исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду услуг в отдельности. Если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, исполнитель делит полученную плату между всеми указанными в платежном документе видами платы пропорционально начисленным суммам. В этом случае задолженность по каждому виду коммунальных услуг определяется исходя из частично неоплаченной суммы. Иначе говоря, основанием для отключения конкретного вида коммунальной услуги является неполная оплата именно этого вида коммунальной услуги. Если потребитель оплачивает, к примеру, коммунальные услуги полностью, но принципиально не вносит плату за содержание и ремонт жилого помещения, исполнителю придется принимать иные меры, чтобы заставить его полностью оплачивать счета (отключать коммунальные услуги нельзя).

Отключаемые услуги

Особо подчеркнем, что приостанавливать можно предоставление всех коммунальных услуг, за исключением отопления, а в МКД —также за исключением холодного водоснабжения ( пп. «в»п. 119 новых Правил). Обратим внимание, что согласно прежним Правилам нельзя было приостанавливать предоставление коммунальной услуги по водоотведению. С 01.09.2012 это стало возможным. Практика показывает, что отключение канализации —очень действенная мера по отношению к должникам.

Однако в СМИ можно встретить высказывания экспертов о том, что отключение канализации делает жилое помещение непригодным для постоянного проживания граждан, а это недопустимо согласно пп. «в»п. 122 новых Правил. Действительно, в силу п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами водоотведения. Отсутствие системы централизованной канализации не является основанием для признания помещения непригодным для проживания только в одно- или двухэтажном жилом доме (п. 41). Между тем в п. 12 названного Положения сказано, что жилое помещение должно быть обеспечено не только системой водоотведения, но и всеми иными системами: электроосвещения, хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, отопления и вентиляции, а в газифицированных районах —еще и системой газоснабжения. Если следовать вышеуказанной логике, любое отключение коммунальных услуг делает помещение непригодным для проживания, что абсурдно. Тем более что отключение коммунальных услуг —это мера воздействия на должников, которая носит временный характер: инженерные системы, очевидно, не демонтируются, жилое помещение по-прежнему ими оборудовано, прекращается лишь пользование той или иной коммунальной услугой. Таким образом, по мнению автора, ограничение и приостановление предоставления коммунальных услуг в тех объеме и порядке, которые установлены новыми Правилами. нельзя считать незаконными.

По мнению автора. С 01.09.2012 приостановление предоставления коммунальной услуги по водоотведению производится в рамках закона.

118. Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 3 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.

В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 19.09.2013) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»(вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») <КонсультантПлюс>

Порядок отключения

Пункт 119 новых Правил содержит алгоритм действий исполнителя по отключению коммунальных услуг потребителю-должнику. Заметим, что иной порядок может быть установлен федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Итак, зафиксировав наличие у потребителя задолженности в сумме не менее трех размеров месячной платы, исполнитель направляет должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо (при отсутствии технической возможности введения ограничения) приостановлено без предварительного введения ограничения. Такое предупреждение доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом с описью вложения.

Если потребитель не погасит задолженность в указанный срок, исполнитель вручает потребителю под расписку письменное извещение об ограничении предоставления коммунальной услуги через трое суток. И через трое суток он вводит ограничение при наличии технической возможности.

Если нет технической возможности ввести ограничение, исполнитель также извещает потребителя о приостановлении предоставления коммунальной услуги и через трое суток приостанавливает ее предоставление. Если же ограничение было введено, но по истечении 30 дней со дня его введения задолженность не была погашена, исполнитель также вручает потребителю под расписку аналогичное извещение и через трое суток приостанавливает предоставление коммунальной услуги.

В соответствии с п. 114 новых Правил, если приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в МКД за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг. Это новое положение, которого в прежних Правилах не было. Данное требование легко реализуется, если, например, нужно отключить подачу электричества, а распределительный щиток находится на лестничной площадке. Если же речь идет о ВИС горячего водоснабжения или газоснабжения, стояки и ответвления от них находятся в жилых помещениях. Соответственно, потребитель вправе не пустить представителей исполнителя в помещение для пломбирования оборудования. К слову, если потребитель допустит представителей исполнителя для отключения ВО от ВИС и пломба будет установлена, ему ничто не мешает нарушить данную пломбу и продолжить пользоваться коммунальными услугами. Вместе с тем, по мнению автора, если данный факт будет выявлен, в отношении потребителя будут приняты все меры, которые принимаются в случае обнаружения несанкционированного подключения вкупе с начислением платы расчетным способом <2>.

———————————

<2>Подробнее об этом см. статью Д.В. Дурново «Несанкционированное подключение», N 11, 2012.

Оказание коммунальных услуг юридическим лицам

Против воли потребителя, когда он отказывается впускать представителей исполнителя в помещение, отключить коммунальные услуги по горячему водоснабжению и газоснабжению зачастую невозможно. А вот для отключения водоотведения специализированные компании предлагают особое устройство в виде длинного щупа с камерой, которое позволяет установить специальную сетку-заглушку на сливе из квартиры должника, при этом весь стояк функционирует в обычном режиме. При этом сетка пропускает только воду. В связи с тем что возможность пользоваться канализацией все же есть, хоть и не в полном объеме, представляется, что здесь следует говорить скорее об ограничении предоставления коммунальной услуги. Поэтому и требование о пломбировании ВО не нарушается.

Исполнители коммунальных услуг нередко требуют от потребителей внесения платы за пломбирование ИПУ при вводе их в эксплуатацию, однако законность таких действий вызывает сомнения <3>. При приостановлении предоставления коммунальных услуг должникам пломба необходима в силу прямого указания п. 114 новых Правил, неудивительно, что у исполнителей велик соблазн взимать плату с должников и в этой ситуации. Однако никаких правовых оснований для этого не имеется, ведь очевидно, что в отключении ВО и установке пломбы заинтересован исключительно исполнитель.

———————————

<3>См. статью С.Н. Козыревой «О пломбировании приборов учета», N 8, 2012.

Выступая исполнителем коммунальных услуг, ТСЖ обязано соблюдать требования Правил предоставления коммунальных услуг и несет ответственность за их нарушение.

При этом одно из обстоятельств, которые следует доказать Роспотребнадзору в деле о привлечении ТСЖ к административной ответственности за нарушение прав потребителей, —наличие у товарищества статуса исполнителя коммунальных услуг. Так, например, арбитры ФАС УО, вынося Постановление от 23.03.2009 N Ф09-1515/09-С1 (в пересмотре в порядке надзора отказано Определением ВАС РФ от 10.06.2009 N ВАС-6693/09), согласились с ТСЖ в том, что на его деятельность Правила предоставления коммунальных услуг не распространяются, а между жильцами и РСО заключены прямые публичные договоры. Аналогичным образом в Постановлении от 22.07.2009 N 17АП-5431/2009-АК Семнадцатый арбитражный апелляционный суд посчитал, что Роспотребнадзор не представил достаточно доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг. Контролирующий орган ограничился уставом ТСЖ и извещением на квартплату одного жильца, а суд назвал и иные необходимые (но непредставленные) документы: договоры с РСО, документы об оплате коммунальных ресурсов, выписки из лицевых счетов, протоколы общих собраний членов ТСЖ.

Согласно п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном законодательством, на основании договора. содержащего условия оказания коммунальных услуг и заключаемого ТСЖ с собственником жилого помещения. При этом обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями ( п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг). Получается, что отношения между ТСЖ как исполнителем коммунальных услуг и собственником жилого помещения регулируются специальным договором. На эти положения подзаконного акта ссылается и Минрегион в Письме от 03.05.2007 N 8326-РМ/07, отмечая, что товарищество предоставляет коммунальные услуги собственникам (как членам, так и нечленам) на основании договоров об оказании коммунальных услуг. При этом следует учитывать, что Жилищный кодекс всего лишь даст ТСЖ право заключать договоры об оказании коммунальных услуг (пп. 1 п. 1 ст. 137). не устанавливая соответствующей обязанности. А вот Правила предоставления коммунальных услуг уже не оставляют выбора. Заметим, что суды общей юрисдикции удовлетворяют требования собственников помещений в многоквартирном доме, не вступивших в ТСЖ, принудить товарищество заключить с ними договор на предоставление коммунальных услуг (см. Определение Нижегородского областного суда от 15.04.2008 N 33-1725/2008).

Источник: http://consultantpuls.ru/%D1%82%D1%81%D0%B6-%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D0%BC/

Категория: Юридические консультации | Добавил: stivplyass (24.11.2015)
Просмотров: 675 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar