MENU
Главная » Статьи » Юридические консультации

Новые требования к юридическому кабинету по оказанию платных услуг

Новые требования к юридическому кабинету по оказанию платных услуг

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 2 октября 2013 г. N 944 "Об утверждении Правил оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями системы здравоохранения города Москвы"

Обзор документа

Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 2 октября 2013 г. N 944 "Об утверждении Правил оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями системы здравоохранения города Москвы"

11 ноября 2013

Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг"и от 05.07.2001 N 505 (в ред. от 01.04.2003 N 181, от 28.12.2005 N 815, от 15.09.2008 N 682) "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг", а также постановления Правительства Москвы от 21 декабря 2010 года N 1076-ПП (в ред. от 25.07.2012 N 361-ПП) "О порядке осуществления органами исполнительной власти города Москвы функций и полномочий учредителя государственных учреждений города Москвы"приказываю:

1. Утвердить Правила оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями системы здравоохранения города Москвы (далее - Правила) (приложение к настоящему приказу).

2. Руководителям государственных организаций системы здравоохранения города Москвы при оказании платных услуг руководствоваться правилами, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006, от 05.07.2001 N 505 и настоящим приказом.

3. Генеральному директору Государственного казенного учреждения здравоохранения города Москвы "Информационно-аналитический центр Департамента здравоохранения города Москвы"Сучковой Е.Н. разместить на официальном сайте Департамента здравоохранения города Москвы настоящий приказ.

4. Считать утратившими силу приказы Департамента здравоохранения города Москвы:

- от 9 декабря 2011 года N 1608 "Об утверждении Правил оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными учреждениями всех типов Департамента здравоохранения города Москвы";

- от 04.07.2013 года N 677 "О внесении изменений в приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 09.12.2011 года N 1608".

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Н.Ф. Плавунова.

Министр Правительства Москвы,

руководитель

Департамента здравоохранения

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70387886/

*****

Новые требования к юридическому кабинету по оказанию платных услуг

Галина Константиновна Лапушинская,

заведующая кафедрой государственного управления Тверского государственного университета, профессор, доктор экономических наук

В новом Федеральном законе «Об образовании в РФ» регламентировано и унифицировано предоставление образовательных услуг (приняты федеральные государственные образовательные стандарты и требования), зафиксирован запрет на оказание платных образовательных услуг вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов (часть 2 статьи 101 Закона).

Правовое регулирование

Закон расширил перечень гарантиро­ванных бесплатных услуг населению, включив в него, в частности, итого­вую и промежуточную аттестацию в случае обучения по программе об­щего образования вне школы, а так­же психолого-педагогическую, меди­цинскую и социальную помощь уча­щимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразова­тельных программ, своём развитии и социальной адаптации.

Правила

Кроме того, с 1 сентября 2013 года вступили в силу Правила оказания платных образова­тельных услуг (далее — Правила), утверж­дённые Постановлением Правительства РФ

15.08.2013 г. № 706.

Правила выступают подзаконным актом для Закона и детализируют его основные поло­жения. Так, Правила очень чётко определя­ют понятие платных образовательных ус­луг — это «осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счёт средств физических и (или) юридических лиц по до­говорам об образовании, заключаемым при приёме на обучение» (пункт 2 Правил).

При этом платные образовательные услуги чётко отделяются от государственных/муни­ципальных услуг, осуществляемых школой в рамках государственного (муниципального) задания, либо соглашения о предоставлении субсидии на возмещение затрат. Кроме того, школа не может подменять один вид образо­вательных услуг другим (т.е. подменить платной образовательной услугой образова­тельную услугу, финансовое обеспечение ко­торой осуществляется за счёт бюджетных ас­сигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов). Плат­ные услуги оказываются только на добро­вольной основе и по желанию ученика и (или) его родителей (законных представи­телей) несовершеннолетних учащихся.

В качестве платных образовательных услуг могут выступать дополнительные общеобра­зовательные программы при наличии их в лицензии школы (пункт 2 части 4 ста­тьи 23 Закона), так как законодательно (ни Конституцией РФ, ни Законом) их по­лучение детьми не отнесено к числу госу­дарственных гарантий в сфере образования, и объёмы услуг по дополнительному обра­зованию, финансируемых за счёт средств бюджетов бюджетной системы РФ, не оп­ределяются законодательно. Однако обеспе­чение дополнительного образования детей

в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставле­ния субвенций местным бюджетам отне­сено, согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Закона (а также подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законода­тельных (представительных) и исполни­тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

(в ред. от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образова­ния. В результате решение о финансовом обеспечении реализации дополнительных общеобразовательных программ вне ра­мок федеральных государственных обра­зовательных стандартов соответствующих уровней общего образования принимают­ся органами государственной власти субъектов РФ и органами местного са­моуправления соответственно.

Таким образом, в муниципальное задание муниципального общеобразовательного уч­реждения, например, может быть включе­но оказание не только услуг общего обра­зования, но и услуг дополнительного об­разования. Если учредителем будет при­нято такое решение, то эти услуги могут финансироваться из бюджета субъекта РФ (будут предоставлены субвенции ме­стному бюджету) и к категории платных не относятся.

Школьные локальные акты

Общие требования к приёму на обучение в образовательную организацию на места с оплатой стоимости обучения физически­ми и (или) юридическими лицами опреде­ляются локальными нормативными актами таких организаций в соответствии с зако­нодательством России (часть 5 статьи 55 Закона).

Школа в связи с вступлением в силу За­кона и Правил должна привести в соответ­ствие с действующим законодательством

собственные локальные акты, регламентирую­щие предоставление платных образовательных услуг:

  • внести соответствующие изменения в Устав (если не все виды платных образовательных услуг, которые школа планирует, указаны как виды уставной деятельности;вопросы органи­зации образовательной деятельности за счёт физических и (или) юридических лиц и т.п.);
  • скорректировать Правила приёма учащихся

в школу с учётом новых требований по заклю­чению договоров об образовании;

  • может быть сформирован как отдельный ло­кальный акт с учётом новаций Порядок оформления возникновения, приостановления

и прекращения отношений между школой и учащимися и (или) родителями (законными представителями);

  • корректируется и утверждается Перечень платных образовательных услуг, исходя из ре­сурсных возможностей школы (имущественный комплекс и его загрузка, кадры, учебные/иг­ровые и прочие материалы) и основываясь на запросах/потребностях учащихся и их родите­лей (законных представителей);
  • корректируется с учётом новаций Положение и Договор об оказании платных образователь­ных услуг, Порядок ценообразования и расчё­та за эти услуги;
  • утверждаются учебный план, учебные про­граммы и требования к реализации по каждой платной образовательной услуге;
  • приказом руководителя школы оформляются ответственные за реализацию каждой образо­вательной программы, состав участников, рас­писание занятий, режим работы и т.п. препо­давательский состав.

Часть перечисленных локальных нормативных актов, которые необходимо скорректировать с учётом новаций законодательства, затрагива­ют права как учащихся, так и работников шко­лы (например, Порядок ценообразования и расчёта за оказание платных образователь­ных услуг и т.п.). При этом согласно части 3 статьи 30 Закона должно учитываться «мнение

советов учащихся, советов родителей, представительных органов учащихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодатель­ством, представительных органов работ­ников (при наличии таких представи­тельных органов)», т.е. до их принятия необходимо провести общественное об­суждение этих локальных актов и обес­печить участие представителей заинтере­сованных сторон в процедуре их ут­верждения (например, утверждение на расширенном заседании педагогического совета с представителями родительских комитетов и т.п.).

Договор

Заключение договора об образовании (в форме договора об оказании платных образовательных услуг) в случае, когда обучение осуществляется за счёт физи­ческих и (или) юридических лиц — ре­ализуются платные образовательные ус­луги — процедура обязательная (часть 2 статьи 53 Закона). Кроме то­го, Законом чётко определён порядок оформления возникающих в этом случае образовательных отношений — изданию приказа о приёме на обучение в школу предшествует заключение договора об оказании платных образовательных ус­луг, т.е. нельзя сначала зачислить уче­ника, а потом заключить договор с ним или с его родителями (законными пред­ставителями).

Требования к заключаемому в простой письменной форме договору и его со­держанию чётко определены и в ста­тье 54 Закона и в пункте 12 Правил. При этом обращает на себя внимание:

  • необходимость указать в договоре полную стоимость платных образова­тельных услуг и порядок их оплаты. Если услуга реализуется с течение всего учебного года — с сентября по июнь, то должна быть указана стоимость реа­лизации за весь этот период, а порядок оплаты может быть введён помесячный;
  • часть 3 статьи 54 вводит чёткий запрет на увеличение школой стоимости платных обра­зовательных услуг после заключения догово­ра об их оказании, за исключением увеличе­ния стоимости с учётом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристика­ми федерального бюджета на очередной фи­нансовый год и плановый период. Пункт
  • о возможности корректировать стоимость ус­луги в случае, если её сроки затрагивают пе­риод, входящий, как минимум, в два финан­совых года, должен быть отражён в тексте договора. Важно и то, что используется по­казатель корректировки (уровень инфляции), определённый на федеральном уровне;

    • в договоре должны быть указаны реквизи­ты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя, который подписы­вает договор (подпункт «д» пункта 12 Пра­вил);если договор будет подписывать руково­дитель школы, он будет действовать на осно­вании её Устава, а если подписывает не руко­водитель, то должно быть указано, на основа­нии какого документа, наделяющего его этими полномочиями, он будет действовать;
    • если повышение стоимости платных обра­зовательных услуг по договору об образова­нии запрещено (с исключением инфляцион­ной корректировки), то часть 5 статьи 54 Закона и пункт 7 Правил предоставляют школе возможность «снизить стоимость платных образовательных услуг по догово­ру». Однако снижение стоимости образова­тельной услуги, которое школа может осуще­ствить, не меняет принципы определения це­ны товаров, работ или услуг для целей нало­гообложения (статья 40 Налогового Кодекса РФ), так как не является колебанием цены на одну и ту же образовательную услугу,

    а фактически связано с изменением источни­ков финансирования её получения. Снижение должно быть покрыто либо за счёт собствен­ных средств школы, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельно­сти, либо за счёт добровольных пожертвова­ний и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

    Порядок снижения стоимости

    Для процедур снижения стоимости плат­ной образовательной услуги школа разра­батывает и утверждает Порядок снижения стоимости платных образовательных услуг. Такое снижение по договору для заказчи­ка (и/или получателя образовательной ус­луги) не означает, что заключённый дого­вор об оказании платных образовательных услуг должен расторгаться или изменяться стоимость реализуемой услуги, т.е. заклю­чаться дополнительное соглашение к дого­вору с новой стоимостью. Эти действия приведут к тому, что в школе стоимость одной и той же услуги будет различаться между собой, что (особенно в условиях колебания больше 20%) будет, согласно Налоговому Кодексу РФ, восприниматься как заложенная в стоимость прибыль. Именно поэтому снижение стоимости об­разовательной услуги должно возмещаться как оплата части стоимости договора (в чётком соответствии с величиной сни­жения) третьей стороной за заказчика (и/или получателя услуги). В этом случае для плательщика (юридического или физи­ческого лица) платёж будет осуществлять­ся с чистой прибыли как добровольное по­жертвование и/или целевой взнос.

    Информационная открытость

    Ориентация на повышение информацион­ной открытости школы (статья 29 Закона и детализирующее её Постановление Пра­вительства РФ от 10 июля 2013 г.

    № 582) распространяется и на процесс предоставления платных услуг, информа­ция о котором, также как и об услугах, реализуемых в рамках государственно­го/муниципального задания должна раз­мещаться в информационно-телекоммуни­кационных сетях, в том числе на офици­альном сайте школы в Интернете. В част­ности, должна быть обеспечена доступ­ность и открытость информации:

    • о численности учащихся по образова­тельным программам по договорам
    об образовании за счёт средств физических и (или) юридических лиц (подпункт «г» час­ти 1 статьи 29);
  • о персональном составе педагогических ра­ботников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы (подпункт «з» части 1 статьи 29);
  • а также о локальных нормативных актах школы, определяющих (часть 4 статьи 29): Порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказа­нии платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе.
  • Сведения, которые указываются в договоре об образовании, должны соответствовать инфор­мации, размещённой на официальном сайте школы в Интернете в день заключения дого­вора. Недопустима ситуация, когда ученик или его родители видят на сайте школы одну ин­формацию (например, о стоимости обучения), а при заключении договора оказывается, что информация на сайте уже давно «устарела».

    Размещение на официальном сайте школы ин­формации о педагогических работниках позво­ляет обеспечить информационную открытость, как того требует Закон, учесть при продвиже­нии к пользователю специфику образователь­ной услуги как «товара на доверии» («credece goods»), аспекты качества которого трудно проверяемы даже после их потребления.

    Гарантии

    Это свойство платной образовательной услуги приводит к определённой специфике заключе­ния сделок между школой и физическими и (или) юридическими лицами — форвард- ность операции связана не только с авансиро­ванием потребителем (его законными предста­вителями) процесса предоставления образова­тельной услуги (реализации образовательной программы), но и с тем, что он, имея собст­венное мнение и представление об объекте по­купки, покупает «кота в мешке».

    Вопрос о том, как потребители узнают о каче­стве образовательной услуги в этом случае, становится основным и в силу особого социального значения образовательной услуги и желания минимизировать для потребителей риск приобретения услуги низкого качества, государство (а оно выступает и одним из потребителей — через установление государственного за­дания) устанавливает определённую и заранее известную школе систему га­рантий. К этой системе гарантий мож­но отнести не только федеральные го­сударственные стандарты и требования (в данном случае это система неполных гарантий), но и информирование потре­бителя о квалификации тех, кто их бу­дет оказывать. В результате размещён­ная на сайте школы информация о пер­сональном составе педагогических работ­ников с указанием уровня их образова­ния, квалификации и опыта работы (предусмотренная подпунктом «з» пунк­та 1 части 2 статьи 29 Закона), входит в систему государственного контроля га­рантий качества образовательной услуги. При этом размещаемую информацию можно отнести, в соответствии с пунк­том 3 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О пер­сональных данных», к обработке персо­нальных данных, которая в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 6 этого Федерального закона допускается, так как «подлежит опубликованию или обя­зательному раскрытию в соответствии с федеральным законом».

    Таким образом, требования Закона о размещении на сайте школы информа­ции о персональном составе педагогиче­ских работников с указанием уровня об­разования, квалификации и опыта рабо­ты не нарушают нормы Федерального закона «О персональных данных», а также не требуют согласия педагоги­ческих работников на такое размещение.

    Персонал

    Для оказания платных образовательных услуг могут привлекаться как основные

    сотрудники школы, так и другие специалис­ты. При подборе персонала необходимо учитывать, что реализация Распоряжения Правительства РФ от 26 ноября 2012 г.

    № 2190-р «О программе поэтапного со­вершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2013 — 2018 годы» требует, чтобы не был снижен фактический уровень сред­ней заработной платы отдельных категорий работников. Этот показатель рассчитывается по утверждённой Программой № 2190-р методике по отдельным категориям работни­ков. Проводится мониторинг заработной платы, начисленной педагогическим работ­никам (информация о заработной плате представляется в территориальные органы Федеральной службы государственной ста­тистики в соответствующем субъекте РФ и в соответствующий орган управления по принадлежности).

    В расчёте учитывается лишь осуществлённая оплата работникам списочного состава (при­влечённый к реализации платных образова­тельных услуг педагогический персонал учи­тываться не будет) и помимо оплаты по ос­новной работе в расчёт включается ещё оп­лата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам граж­данско-правового характера, заключённым работниками списочного состава со своей школой. Таким образом, формируемая оплата труда педагогическому персоналу школы (списочный состав) за реализацию платных образовательных услуг входит в расчёт сред­ней заработной платы, что позволяет не сни­жать объём платных образовательных услуг и создаёт мотивацию к вовлечению в процесс их реализации сотрудников из списочного состава школы.

    Недостатки

    Предоставляемые заказчику платные образо­вательные услуги должны быть исполнены в полном объёме, качественно и в установ­ленные сроки. Не случайно Правила вводят такое понятие, как «недостаток платных образовательных услуг» (пункт 2 Пра­вил) — это несоответствие платных обра­зовательных услуг

    • обязательным требованиям, предусмот­ренным законом либо в установленном им порядке;
    • условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявля­емым требованиям);
    • целям, для которых платные образова­тельные услуги обычно используются;
    • целям, о которых исполнитель был по­ставлен в известность заказчиком при за­ключении договора, в том числе оказания их не в полном объёме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы).

    Недостатком платных образовательных услуг можно считать и реализацию обра­зовательной программы не тем педагоги­ческим составом, который был заявлен на сайте школы (фактически это нарушение подпункта «з» части 2 статьи 29 Зако­на). Законом предусмотрено право заказ­чика при выявлении (обнаружении) недо­статка платных образовательных услуг (в том числе оказания их не в полном объёме, предусмотренном образователь­ными программами или её частью) по своему выбору потребовать (пункт 17 Правил):

    • безвозмездного оказания образователь­ных услуг;
    • соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;
    • возмещения понесённых им расходов по устранению недостатков оказанных плат­ных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

    Кроме того, пункт 18 Правил позволяет заказчику полностью отказаться от ис­полнения договора и потребовать полно­го возмещения убытков, если в установ­ленный договором срок недостатки плат­ных образовательных услуг не устранены исполнителем. Также «заказчик вправе отказаться от исполнения договора,

    если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от ус­ловий договора».

    Риски школы

    Согласно закону № 83-ФЗ оказание шко­лой платных образовательных услуг рассмат­ривается как приносящая доход деятель­ность, а плата за услуги — как выручка от реализации этих услуг, которая должна быть включена в налогооблагаемую базу. «Безвоз­мездное оказание образовательных услуг» для заказчика означает дополнительные рас­ходы школы на перераспределение получен­ных финансовых средств. Риски для школы, связанные с этим процессом, следующие:

    • как некоммерческая организация, согласно Гражданскому кодексу РФ, школа не закла­дывает прибыль в стоимость платных обра­зовательных услуг. Если есть возможность реализовать образовательную услугу за счёт перераспределения средств в рамках получен­ных школой доходов от приносящей доход деятельности, то это можно сделать только за счёт формируемой прибыли, т.е. формируя её на одной программе и используя на дру­гой;или на той же самой программе, но реа­лизуя её большему числу учащихся (а зна­чит, в стоимости услуги была заложена при­быль, которую и используют для покрытия расходов по большей по наполняемости груп­пе). В результате при налоговой проверке школе может быть доначислен налог

    на прибыль;

    • если школа формирует прибыль в доходах, полученных от приносящей доход деятельно­сти, а данный вид доходов не отражён

    в структуре цены платной образовательной услуги и эта возможность не прописана в принятом школой Порядке ценообразова­ния и расчёта за оказание платных образо­вательных услуг, то заказчик может считать при использовании его средств на другие (не заложенные в себестоимость образовательной услуги цели), что он был умышленно дезин­формирован и тогда опять таки возникает ситуация выявления заказчиком «недостатка платных образовательных услуг».

    Стоимость

    Порядок установления стоимости и оп­латы этих услуг регламентируется доку­ментами субъекта РФ. Обычно их сто­имость экономически обосновывается школой и согласуется с учредителем (так, например, муниципальная школа согласовывает перечень и стоимость платных образовательных услуг с муни­ципальным органом управления образо­ванием;потом они утверждаются поста­новлением администрации муниципаль­ного образования). Федеральный закон № 83-ФЗ определил необходимость установить одинаковые оплату и усло­вия при оказании одних и тех же услуг вне зависимости от источника их фи­нансирования (из бюджета в рамках ре­ализации государственного/муниципаль­ного задания или из средств физичес­ких и юридических лиц при реализации платных услуг) (подпункт 4 пункта 5 статьи 6 № 83-ФЗ). Это должно быть чётко отражено в региональных нормативно-правовых документах — в противном случае руководитель шко­лы будет либо нарушать методические рекомендации по определению платы за выполненные работы, оказанные обра­зовательные услуги для граждан и юри­дических лиц, либо положения Феде­рального закона № 83-ФЗ.

    Расторжение договора

    Законом существенно расширены воз­можности школы расторгнуть договор об оказании платных образовательных услуг: в одностороннем порядке по ини­циативе школы этот договор может быть расторгнут в следующих случаях:

    • отчисление ученика, достигшего воз­раста 15 лет, как меры дисциплинарно­го взыскания в соответствии с частя­ми 3-12 статьи 43 Закона. При этом у школы должны быть приняты Пра­вила внутреннего распорядка учащихся,

    разрабатываемые в соответствии с Законом и Порядком применения и снятия с уча­щихся мер дисциплинарного взыскания, ут­верждённым приказом Министерства обра­зования и науки РФ от 15 марта 2013 г.

    № 185, уставом школы, с учётом мнения совета учащихся, а также совета родителей для общеобразовательных организаций раз­личных видов;

    • просрочки оплаты стоимости платных об­разовательных услуг, которая может быть выражена как в неоплате ранее оказанных услуг, так и в отсутствии предусмотренной договором об образовании предоплаты за об разовательные услуги;
    • невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образова­тельных услуг вследствие действий (бездейст­вия) учащегося (часть 7 статьи 54 Закона), в частности, непосещение занятий. Это осно­вание может быть применено по отношению

    к договору, предусматривающему обучение любого учащегося, в том числе и не достиг­шего возраста пятнадцати лет. Факты, под­тверждающие действия (бездействия) учаще­гося, должны быть документально подтверж­дены в порядке, предусмотренном локальным актом школы.

    По инициативе заказчика договор об оказа­нии платных образовательных услуг может быть расторгнут по следующим основаниям:

    • прекращение образовательных отношений (например, в случае перевода ученика в дру­гую школу, переезда на другую территорию и т.п.);
    • соглашение сторон, когда такие случаи до­пускаются самим договором об образовании;
    • заказчик вправе отказаться от исполне­ния договора, если обнаружены недостат­ки исполнения договора и они не устране­ны в установленный договором срок, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или другие существенные отступления от условий договора;если исполнитель нару­шил сроки оказания платных образова­тельных услуг либо стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок.

    Условия расторжения в обязательном по­рядке должны быть перечислены в дого­воре, но школа использует примерные формы договоров об образовании, кото­рые «утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регули­рованию в сфере образования» (часть 10 статьи 54 Закона).

    Договор расторгается на основании пись­менного заявления заказчика. При этом договор об оказании платных образова­тельных услуг при досрочном прекраще­нии образовательных отношений растор­гается на основании распорядительного акта школы (приказа) об отчислении уче­ника (часть 4 статьи 61 Закона).

    Таким образом:

    Изменения в законе требуют от школы корректировки и совершенствования соб­ственной нормативно-правовой базы пре­доставления платных образовательных ус­луг, стратегического выбора в направле­нии их реализации собственными силами, выстраивания системы контроля качества их реализации сотрудниками списочного состава школы и приглашёнными работни­ками.

    Источник: http://xn--80ajakaajoohexgfbhhbabdfk2s.xn--p1ai/%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0-%D0%BB%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F/2014-01-12-15-05-13.html

    *****

    Новые требования к юридическому кабинету по оказанию платных услуг

    Эксклюзивное интервью д-ра экон. наук, зам. директора ФГУ “ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения“ Минздрава России Фарита Кадырова журналу «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах».

    «Нужно понимать, почему государство обратило внимание на платные услуги, оказываемые в государственных и муниципальных учреждениях. Конечно, это источник дополнительных средств. Но ведь задача не ставится так, что увеличивайте объем платных услуг и тратьте все заработанное на зарплату и текущие расходы».

    Фарит Накипович, не могли бы Вы дать определение, что такое “деятельность, приносящая доходы”? Относится ли к ней деятельность в сфере ОМС?

    К сожалению, однозначного определения приносящей доходы деятельности (в отличие, например, от предпринимательской деятельности –ее определение дано в статье 2 Гражданского кодекса РФ) нет. Тем не менее понятие приносящей доходы деятельности раскрывается, например, в Законе “О некоммерческих организациях”, правда, в неразрывной связке с предпринимательской деятельностью. К предпринимательской и иной приносящей доход деятельности относятся приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

    Дополнительные пояснения даны в п. 8 ч. 19 ст. 33 Закона № 83-ФЗ2: к этой деятельности отнесены:

    а) доходы от собственности по приносящей доходы деятельности;

    б) рыночные продажи товаров и услуг;

    в) безвозмездные поступления от приносящей доходы деятельности;

    г) целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

    Если говорить о деятельности медицинской организации в сфере ОМС, то по своей сути она является приносящей доходы деятельностью. Если исходить из приведенной выше структуры доходов, относящихся к приносящей доходы деятельности, то формально деятельность в системе ОМС подпадает под рыночные продажи услуг.

    В то же время ОМС – вид социального страхования, направленный на реализацию государственных гарантий, и этот рынок очень специфичен. Это не рынок в чистом виде. Плановые объемы предоставления медицинской помощи распределяются решением комиссии,  тарифы ОМС одинаковы для всех организаций  в субъекте РФ. В тарифах не учитывается прибыль медицинской организации, а средства, поступающие в оплату за оказанные услуги, являются целевыми (к тому же средства ОМС входят в бюджетную систему) и могут быть потрачены только на соответствующие статьи расходов.

    Поэтому для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения планирование и отчетность о деятельности в сфере ОМС ведется отдельно от иной деятельности, приносящей доходы.

    Как видим, отсутствует четкое определение видов деятельности государственных муниципальных учреждений: нет дефиниции приносящей доход деятельности, нет четкой классификации деятельности по источникам финансирования.

    Действительно, как правильно называть деятельность учреждений, финансируемых их бюджета в случае, когда учреждение является получателем бюджетных средств (казенные учреждения), и тогда, когда учреждение не является получателем бюджетных средств (осуществляя деятельность в рамках государственного или муниципального задания)? Применим ли в обоих случаях термин “бюджетное финансирование”? Сейчас используют довольно  размытое понятие: “финансовое обеспечение деятельности”. Наконец, статус средств ОМС тоже четко не определен. Нужно устранить такую нечеткость.

    Одно из требований к деятельности государственных и муниципальных учреждений – ее соответствие целям, ради которых учреждение создано. Как это определить в отношении деятельности, приносящей доходы?

    Это задача учредителя. Он создает учреждение и определяет, для чего оно создается. Например, органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации принимается решение, что для обеспечения объемов медицинской помощи, предусмотренных территориальной программой государственных гарантий, необходимо иметь станции скорой помощи, поликлиники и стационары определенной мощности. При этом, если есть неудовлетворенный спрос на определенные услуги и соответствующие мощности учреждений, учредитель может разрешить оказание таких услуг на возмездной основе.

    Понятно, что медицинская организация создается для решения задач именно в области здравоохранения. Соответственно, ее деятельность должна быть так или иначе связна с охраной здоровья граждан. Если оказание бытовых, сервисных или транспортных услуг способствует улучшению условий оказания медицинской помощи, пусть даже косвенно, – это соответствует целям учреждения здравоохранения.

    Основные экономические аспекты деятельности ЛПУ: одноканальное финансирование, эффективный контракт, госзакупки

    15-16 октября 2013г. в Москве состоится III Всероссийская научно-практическая конференция для главных врачей, экономистов и организаторов здравоохранения

    Нужно понимать, почему государство обратило внимание на платные услуги, оказываемые в государственных и муниципальных учреждениях. Конечно, это источник дополнительных средств. Но ведь задача не ставится так, что увеличивайте объем платных услуг и тратьте все заработанное на зарплату и текущие расходы.

    Если учреждение не получает прибыль – какая от этого выгода государству? Как все понимают, население вряд ли будет довольно наращиванием объемов платных услуг. Некоторое повышение доходов медработников – да, конечно, но это не кардинальное решение проблемы низких зарплат. А вот когда учреждение за счет прибыли может укрепить свою материально-техническую базу, купить оборудование и сделать ремонт, тогда деятельность, в результате которой эта прибыль получена, соответствует целям, ради которых создано учреждение.

    А какие услуги медицинская организация вообще не может оказывать за плату?

    При наличии угрозы жизни пациента всегда бесплатно оказывается медицинская помощь в экстренной форме. Более того, оставление в опасности является уголовным преступлением. Медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения должны бесплатно оказывать скорую медицинскую помощь.

    В отношении всего остального: перечня платных и бесплатных услуг нет. Например, часто как о заведомо платной помощи говорят о косметологии. А как быть, если косметическая операция нужна пациенту после пожара или травмы? Ведь косметология – это все те же пластические хирургические операции, но выполняемые не по медицинским показаниям, а по желанию пациента. То есть пластические операции могут быть и бесплатными, и платными.

    Довольно часто используют критерий: входит услуга в программу госгарантий или нет. Действительно, как правило, то, что входит в программу госгарантий, предоставляется бесплатно. Еще раз подчеркну: как правило.

    Почему? Потому что любая услуга может быть представлена за плату в соответствии с пожеланием пациента. Кроме того, есть явные исключения, установленные ст. 84 Закона № 323-ФЗ, когда услуга, включенная в программу госгарантий, в определенных случаях может быть представлена исключительно за плату (получение медицинской помощи в палатах люкс, на анонимной основе и т. д.).

    То есть услуга должна предоставляться бесплатно, если она предусмотрена территориальной программой госгарантий и гражданин пожелал ее получить именно на бесплатной для себя основе. Та же самая услуга может предоставляться за плату, если она не вошла в территориальную программу госгарантий или если гражданин пожелал ее получить на иных условиях, чем предусмотрено программой госгарантий.

    Кстати, нужно понимать, что оказание скорой медицинской помощи и деятельность станции скорой медицинской помощи – не одно и то же. В уставе станций скорой помощи может быть указано, что в целях, ради которых учреждение создано, возможна деятельность, приносящая доходы.

    Что это означает? Например, это оказание помощи на дому в тех случаях, когда пациент по состоянию здоровья мог бы обратиться в поликлинику, это дежурство во время проведения массовых спортивных или других мероприятий и т. д.

    Другое дело, что сразу возникает вопрос: не ухудшает ли это условия оказания собственно скорой медицинской помощи? То есть может ли главный врач станции скорой медицинской помощи направить часть бригад на обслуживание коммерческих мероприятий? Такая деятельность скорой помощи должна быть хозрасчетной. Заработная плата работников и все другие затраты должны покрываться за счет доходов от оказания платных услуг. Тогда возможно создание отдельных хозрасчетных подразделений, в том числе и в государственных учреждениях скорой медицинской помощи.

    Государственные гарантии бесплатного оказания медицинской помощи достаточно широки, а объемы такой помощи распределяются в основном между государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения. Когда бюджетное учреждение должно оказывать платные услуги?

    В соответствии с п. 4 ст. 9.2 Закона “О некоммерческих организациях” бюджетные учреждения вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания оказывать услуги за плату. При этом они не вправе отказаться от выполнения установленного государственного задания.

    Если понимать это положение буквально, то учреждения, которым установлено государственное или муниципальное задание, могут приступать к оказанию платных услуг только после того, как выполнят его в полном объеме, например, в конце года. На практике это, конечно, не так.

    Отмечу, что плановые объемы предоставления медицинской помощи по ОМС, распределенные комиссией по формированию территориальной программы ОМС, не являются государственным заданием. То есть возможность оказания платных услуг не зависит от того, в каком объеме оказана помощь по ОМС.

    В то же время возникает вопрос: можно ли оказывать платные услуги в рабочее время? Может ли платный пациент быть принят врачом или планово госпитализирован вне очереди? Считаю, что для того чтобы не ущемлять права других пациентов, правильнее всего разделить место и время оказания платных услуг и услуг по ОМС.

    Сейчас активно идет процесс реорганизации лечебно-профилактической сети, во многих учреждениях появляются дополнительные мощности. И проблемой таких учреждений становится получить объемы медицинской помощи, чтобы загрузить эти мощности.

    Если объемы недостаточны, нужно просить учредителя о возможности выделения части коек для оказания платных услуг. Это отдельный поток пациентов, отдельные доходы и расходы. Поэтому вне общей очереди госпитализировать пациента на платную койку (выделенную сверх необходимых для оказания помощи по ОМС) можно, а на койку, предназначенную для оказания помощи по ОМС, – нет.

    Если нет специально выделенных помещений, то нужно разделять время для работы с разными потоками пациентов. Правда, этот вопрос не совсем однозначен. Например, в лаборатории используются анализаторы с большой пропускной способностью, и производство платных анализов никак не влияет на своевременность оказания помощи застрахованным по ОМС. Почему бы не разрешить оказывать такие платные услуги в основное рабочее время?

    Официальных запретов на оказание платных услуг в основное рабочее время нет. Решать вопрос нужно в каждом конкретном случае отдельно, с учетом, прежде всего, двух факторов: недопустимость ущемления прав граждан на бесплатную медицинскую помощи и недопустимость двойной оплаты труда. Не должно быть ситуаций, когда врач, не выполнив нагрузку по ОМС, получил тем не менее полную оплату и дополнительно к этому доплату за оказанные в основное рабочее время платные услуги.

    Хотя, повторюсь, оптимальный вариант – это разделение времени и места.

    А вообще, насколько законно оказывать платные услуги в тех же помещениях и на том же оборудовании, которые были отремонтированы или поставлены в рамках программы модернизации?

    Сегодня нет ни одного нормативного документа, который бы прямо запрещал это делать. В то же время есть некое представление проверяющих органов, что это неправильно.

    Главный врач может, конечно, спросить, где это написано. Но этот вопрос довольно легко парировать. В Законе № 326-ФЗ1 указано, что программы модернизации проводятся с целью повышения качества медицинской помощи застрахованным по ОМС. Значит, использование оборудования, поставленного в рамках программы, для оказания платных услуг – нецелевое.

    Другое дело, что иногда контролирующие органы в субъектах РФ считают, что если платные услуги не мешают выполнению программы госгарантий, то можно. Например, в ЦРБ есть один рентгеновский аппарат, поставленный в рамках программы модернизации. И нужно проводить предварительные и периодические профилактические осмотры. Что, направлять этих пациентов в ЛПУ в другой город?

    Есть легитимный вариант для решения этой проблемы – установить государственное задание на платные услуги. По законодательству такой вариант возможен. А госзадание – дело государственной важности, и использование для его выполнения оборудования, приобретенного в рамках программы модернизации, не может рассматриваться как нарушение.

    Вообще, я считаю, что государство должно четко сформулировать свою позицию. Понятно, что учреждение не может оказывать платные услуги “в чистом поле”. Оно использует помещение, построенное за счет бюджетных средств, оборудование, приобретенное за счет бюджета или средств ОМС, по крайней мере на начальном этапе. Если так нельзя – это фактически запрет на платные услуги в государственных и муниципальных учреждениях. Если можно – то амортизация оборудования не учитывается при расчете цен и они должны быть ниже, чем в негосударственных медицинских организациях.

    Можно решить вопрос так: все затраты учитываются в цене платной услуги, а затем средства за использование помещений и амортизацию оборудования ЛПУ возвращает в бюджет. Можно и по-другому: ввести госзадание на платные услуги, объединить все средства в “единый котел” (как это было, например, при “новом хозяйственном механизме”) и облагать налогом полученную прибыль независимо от источника средств.

    Как учреждение может запланировать объемы оказания платных услуг и спрогнозировать их количество, платежеспособный спрос?

    Если учреждение не первый год оказывает платные услуги, то обычно планирует “от достигнутого”. Если же только начинает оказывать платные услуги, то выход один – применение метода экспертных оценок.

    Если экономист ошибется, возможна корректировка плана финансово-хозяйственной деятельности. Все-таки нынешняя финансовая ситуация такова, что расхождение с планом оказания платных услуг не приведет к критической ситуации для учреждения.

    Насколько учредителя интересует выполнение плана финансовохозяйственной деятельности в части платных услуг?

    Конечно, учредитель отслеживает достижение плановых показателей. Но я думаю, что в первую очередь его интересует выполнение программы госгарантий, отсутствие претензий со стороны территориального фонда ОМС, Росздравнадзора и пациентов.

    Другое дело, что  при введении эффективного контракта  есть интересный момент, связанный с тем, что фонд заработной платы персонала обеспечивается за счет всех источников. И если в системе ОМС или региональном бюджете не хватает средств на то, чтобы повысить заработную плату медработникам в соответствии с поручением Президента России, то источником такого повышения должна стать деятельность, приносящая доходы. Так что, как это ни парадоксально, государственные органы могут оказаться заинтересованы в увеличении объемов платных услуг.

    Другое дело, что основной упор должен быть сделан на уход от теневых платежей.  Сейчас часто говорят о коммерциализации здравоохранения. Думаю, что основная проблема состоит в том, что большая часть медицинских услуг оплачивается неофициально. Если же будет заключен договор и все платежи будут легально оформлены, пациент только выиграет – у него появится возможность требовать исполнения обязательств со стороны ЛПУ. Это очень положительный момент.

    Сегодня во многих ЛПУ недостаточно врачей и медсестер даже для того, чтобы выполнить программу госгарантий. Могут ли они оказывать еще и платные услуги?

    Понятно, надлежащее качество медицинской помощи должно быть обеспечено для всех пациентов. Как я уже говорил, лучший вариант – оказывать платные услуги в специально отведенное время. Например, должен врач в поликлинике принять 30 человек по ОМС, регистратура выдает 30 талонов, потом записывает платных пациентов. 31-го по ОМС записывает на следующий день.

    Это не нарушение, поскольку комиссия по разработке территориальной программы ОМС установила лимиты, свыше которых объемы медицинской помощи не оплачиваются. Это вполне укладывается в идеологию эффективного контракта – увязка оплаты труда с объемами работы. К тому же перенесение сроков оказания плановой медицинской помощи (в рамках сроков, предусмотренных программой госгарантий) – это вполне законная мера.

    Другой вариант – медсестра наряду с 30 бесплатными пациентами обслуживает одного платного пациента. То есть выполняет работу в большем объеме и с большей интенсивностью. И здесь нужен взвешенный подход. В ситуации, когда вместо 30 пациентов медсестра обслуживает 50 или 60 таких же бесплатных, никто не говорит, что страдает качество помощи. Но стоит появиться одному платному…

    Все мы знаем, насколько высок процент совместительства. И понимаем, что это не может так или иначе не сказываться на качестве. Поэтому принцип один: считает главный врач, что увеличение объема работы некритично для качества помощи, – разрешает совместительство. Не счи тает – не разрешает.

    А в части оплаты – есть стандартные формулировки, предусмотренные Трудовым кодексом: расширение зоны обслуживания, совмещение профессий и т. д. Это все распространяется в том числе и на платные услуги.

    Как должна выплачиваться заработная плата врачу, который в свое рабочее время принимает не только бесплатных, но и платных пациентов?

    Если врач, как полагается по нагрузке, например, оказал помощь 30 застрахованным по ОМС и принял еще пять платных пациентов, он заслуживает доплаты за интенсивность труда. А вот если он вместо 30 застрахованных принял всего десять, то свою заработную плату он не отработал.

    По действующему законодательству удержать с него те суммы, которые были выплачены за основную работу, нельзя. Возможно, эта проблема может быть решена при переходе на эффективный контракт. Поэтому остается другой вариант – уменьшить оплату за оказание платных услуг.

    Я бы рекомендовал поступить так. Принял врач 28 пациентов по ОМС вместо 30 – двое просто не пришли – плюс еще пять платных. При оплате учитываются не пять, а только три платных пациента. С экономической точки зрения, это было бы резонно.

    Источник: http://www.zdrav.ru/articles/interview/detail.php?ID=89575

    *****

    Новые требования к юридическому кабинету по оказанию платных услуг

    На странице, к которой вы обратились, произошла ошибка. Выполнение начатого вами действия невозможно. Это может быть следствием недостаточных прав доступа. Если вы уверены, что это сбой в программе, пожалуйста, незамедлительно сообщите об этой ситуации в сектор Информации и баз данных ИАЦ.

    Сообщая об ошибке, вы обязательно должны предоставить следующую информацию:

    • Последовательность ваших действий, которая привела к ошибке
    • Полный адрес страницы, на которой произошла ошибка: /eduoffices/gateways/get_file.php?id=%7BBA85972D-5D4A-4AF7-A6E6-79CB463A4B32%7D&name=2014-pologenie-o-poryadke-okazaniya-platnyh-obraz.-uslug..pdf
    • Код ошибки: 0
    • Описание ошибки: Не указано название файла.
    • Ваш IP-адрес: 95.93.42.225
    • Дату и время происшествия ошибки: 2015.09.11 13:51:25

    Пожалуйста, предоставьте эту информацию техническому специалисту по телефону или электронной почте.

    Источник: http://st.educom.ru/eduoffices/gateways/get_file.php?id=%7BBA85972D-5D4A-4AF7-A6E6-79CB463A4B32%7D&name=2014-pologenie-o-poryadke-okazaniya-platnyh-obraz.-uslug..pdf

    Категория: Юридические консультации | Добавил: stivplyass (21.11.2015)
    Просмотров: 588 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar